На этой страничке я попробую дать небольшие рекомендации, для того чтобы у вас процесс шел как можно быстрее. И какие подручные материалы можно использовать себе в помощь при строительстве своего самолета.
Итак с чего начнем ? Большой разницы нет , с крыла вы начнете или с фюзеляжа. Ну а так как фюзеляж все таки является основным элементом самолета к которому крепятся все остальные детали, то давайте с него и начнем. Попробуем на примере строительства нашего самолета. |
Прежде всего надо начать с изготовления стапеля , он вам понадобится на протяжении всего строительства самолета. Его можно изготовить либо деревянным , либо на металлической основе. Второе предпочтительней. Мы так и поступили сварили из профильной трубы 60х30 раму с откидывающимися ножками и сверху прикрутили фанеру толщиной 12мм. Установили в мастерской на ровной поверхности и сделали нивелировку. Можно использовать конечно все новейшие достижения человечества , типа лазерного уровня , но мы обошлись дедовским методом при помощи обычного капронового шнурка натянутого по диагоналям стола. Как только нитки в центре сошлись без перегибов , стол был закреплен в таком положении , плоскость получилась абсолютно ровной. Прошу отметить что правильная нивелировка стапеля имеет решающее значение в симметричности всей конструкции в целом. Попозже я втавлю фото иллюстрирующие текст . А пока продолжу описывать процесс , так времени прошло много и надо перерыть кучу архивов чтоб найти нужные фото. Следующим этапом является разметка на стапеле чертежа в натуральную величину всего фюзеляжа и закрепления упоров для труб из прямоугольников вырезанных из фанеры при помощи обычных саморезов . Для экономии места на стапеле чертеж рисовали по одной осевой линии , а чтобы не путаться просто разными цветами , для боковин фюзеляжа обычным карандашом, а сборочный низ - красным , верх - синим. После нарезки и подгонки всех труб , каркас был сварен на прихватках при помощи полуавтомата. И снят со стапеля для последующей обварки . Точно так же были изготовлены и все остальные металлические узлы и детали , включая шасси и оперение. Теперь перейдем к изготовлению крыла . Для крыла конечно можно использовать и тот стапель что есть , если нет места или лишнего материала , но мы решили сделать все таки отдельный, специально для склейки лонжеронов. Для этого на ровной поверхности нужно прикрутить упор в виде уголка , подойдет и 40х40 во всю длину лонжерона. От того насколько ровно вы прикрутите уголок к стапелю будет зависить и прямолинейность крыла в целом. Поэтом к подготовительным операциям надо подходить особенно тщательно. В галерее я уже выкладывал фото сборки поэтому просто продублирую его здесь что бы было понятно как выглядит сам стапель. Как видите ничего сложного. Для изготовления нервюр , на щит ДСП наклеиваем чертеж нервюры в натуральную величину и закрываем оргстеклом, что бы при склейке не испортить чертеж. Затем по периметру нервюры в шахматном порядке сверлим отверстия под имеющийся в наличие пруток ( мы использовали просто 6мм болты с обрезанной головкой) для того что бы можно было вставлять детали нервюры и они при этом никуда не убегали. После заранее заготовленные детали нервюры вставляем в свои места промазываем клеем и скрепляем при помощи книц и обычного строительного степлера. Вынимаем из кондуктора и доделываем точно так же вторую сторону. При определенном навыке за день удавалось сделать до 20 штук нервюр.
Ну это рассказ о том как делали мы на самом же деле вариантов может быть множество и обо всем писать руки отвалятся стучать по клаве. Давайте поступим так . Если кому будет что то не ясно пишите вопросами на почту , а я здесь буду выкладывать вопрос и сразу ответ на него. Так будет гораздо продуктивнее. Тем же кто решил все таки пойти по пути строительства самолета из крылатого метала , посвящается эта тема. На примере изготовления нервюр для крыла нашего нового проекта попробуем показать основную последовательность , и приемы изготовления этих деталей. Прошу учесть , что любая деталь начинается с чертежа, ЛЮБАЯ ! Если есть готовые чертежи в натуральную величину, можно использовать их , или не полениться и перенести их на кальку или миллиметровую бумагу. Далее нам понадобится промежуточный чертеж-макет- шаблон-плаз. Названий много выбирайте какой больше нравится из плотной кальки. По этому плазу изготавливаем металлический шаблон нервюры, можно и из дюраля , но мне было жалко а жестянка была под рукой. Из фанеры и двп не советую изнашиваются очень быстро. Понадобиться еще один уже рабочий шаблон по которому будут вырезаться заготовки для нервюр. По металлическому шаблону изготавливаем две выколотки из толстой фанеры. У меня под рукой была 16мм. Сразу согласно плазу из плотной кальки и чертежа сверлим все центрующие отверстия которые понадобятся в дальнейшем для сверления отверстий облегчений и прорези под лонжероны. Вариантов изготовления дюралевых крыльев много, можно по отдельности нарезать носки, центральную часть и хвостики нервюр, но для этого соответственно и выколоток понадобится на каждую деталь отдельно, поэтому мы остановились на таком. Да при сборке в нашем варианте есть кое-какие преимущества , которые вы увидите чуть ниже. Вкладываем заготовку нервюры, сверлим отверстия и стягиваем болтами с барашками. Дальше если есть большие тиски то зажимаем выколотку с заготовкой и выколачиваем. Лучше применять резиновый молоток и деревянную киянку. После металлического остаются вмятины и возможны скрытые трещины , что не есть хорошо. Должна получится примерно такая деталь. Затем с помощью балеринки ( это не из Большого и даже не из Малого театров , инструмент такой есть. На сверлильном станке высверливаем отверстия облегчения. Но нам еще потребуется сделать отбортовку краев у отверстий , устойчивости стенки нервюры. Для этого нужно будет если нет своего токарного станка найти друга у кого он есть, либо идти на поклон к дяде Васи в мастерскую , не забыв прихватить при этом некий эквиалент, на ваш выбор, либо шуршащий , либо булькающий. Вобщем надо сделать вот такие штучки по размеру ваших отверстий. Дальнейший процесс будет вполне понятен из фото. В итоге у вас должна получится вот такая нервюра. С помощью описанного процесса возможно получить абсолютно одинаковые детали , что впоследствие очень благотворно скажется во первых, на вашем настроении, потому что когда что то делаешь и получаешь результат положительный , и видишь что дело двигается, то стрелка у настроениемометра стремительно поднимается с красной шкалы на зеленую, а самое главное потом понадобится минимум усилий что бы собрать одинаковые детали в ровное крыло. В итоге должно получится примерно вот такая заготовка крыла. Про изготовление лонжерона , продолжим немного позже. А пока изучаем этот процесс. |
|
|